«Суть Времени» в Красноярске

Previous Entry Share Next Entry
Вступительный доклад на Красноярском открытом родительском собрании 22 ноября 2014 года
eot_krsk


Представляем вашему вниманию доклад председателя Совета Красноярского отделения Родительского Всероссийского Сопротивления Андрея Никитина, которым было открыто Красноярское открытое родительское собрание.
Почему сегодня как никогда остро встала необходимость создания крупного общественного субъекта, который бы объединил родителей, учителей и экспертов? Какие цели и задачи должен решить этот субъект?


Вступительный доклад на Красноярском открытом родительском собрании 22 ноября 2014 года

Нам так часто задают вопрос по названию нашей организации – мол, чему сопротивляетесь, что хочу ответить сразу всем.
В советское время в технических вузах был, да и сейчас есть, легендарный предмет, про который мой отец говорил «сдал сопромат – теперь можно и жениться». «Сопротивление материалов» учит тому, как создавать конструкции, способные не разрушаясь выдерживать нагрузки – машины, здания – всю ту рукотворную среду, которая служит людям. Созидать можно только опираясь на то, что сопротивляется разрушительному воздействию. Будь это давление воды на плотину ГЭС или весь спектр негативных воздействий на общество и человека. То, что не способно сопротивляясь сохранять себя – рассыпается, превращаясь в ничто. Именно для сохранения того, что является основой и будущим нашей страны – семьи и детей – в феврале прошлого года мы создали общественную организацию «Родительское Всероссийское Сопротивление».

Подчёркиваю - прежде всего мы государственники. И организация наша светская. Но с позицией Святейшего Патриарха Кирилла и на нашу историю и на современное непростое, драматичное время, заявленной на 28-м Всемирном русском народном соборе 11-го ноября, мы солидарны. Полностью это выступление вы сможете найти в интернете. Но считаю важным в начале разговора эту позицию проговорить, для чего приведу три цитаты:

Первая. «… Сегодня нередко слышатся голоса, призывающие принять как некий эталон какой-либо один период нашей истории, одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов. Кто-то идеализирует дореволюционное прошлое, не видя в советской эпохе ничего кроме гонений на Церковь и политических репрессий. Другие утверждают, что именно советский период был нашим золотым веком, за пределами которого — лишь социальное неравенство, коррупция и технологическая отсталость.

На самом деле описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры. Черно-белой схемы здесь явно недостаточно. Более того, упрощения создают искажённую и разорванную картину истории, распадающейся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу. Нельзя повторять ошибки тех, кто по меткому выражению Александра Зиновьева, «целился в коммунизм, а попал в Россию».
В любые времена, несмотря на все реформы, революции, контрреволюции, Россия сохраняла свою цивилизационную основу. Менялись модели государственного устройства, титулатура правителей, привычки правящих классов, но русское общество, русские люди сохраняли свою национальную идентичность.

Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня. Именно благодаря этим свойствам, как писал социолог Питирим Сорокин, «русская нация смогла защитить себя, свою независимость, свободу и другие великие ценности
».

Вторая. «… Что же можем сделать мы, чтобы подняться к этим духовным высотам? Думаю, что мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность».

И последние слова. «… Насколько надорвано должно было быть национальное сознание, в каких пещерах мысли и духа оно должно было оказаться, чтобы кто-то, считая себя носителем русской национальной идеи, отказался от святых и героев родной истории, от подвига своих предков, и сделал своими кумирами нацистов и их приспешников?» Конец цитаты.
Теперь я могу перейти к вопросу, в чем же цель нашего мероприятия? Какое значение мы вкладываем в название «Красноярское открытое родительское собрание
»?

Уже почти двухлетний опыт нашей работы над самыми разными проблемами (не только в Красноярске, Ачинске, Железногорске, других местах – но и в отделениях по всей России) показывает, что, к большому сожалению, родители имеют не много возможностей влиять на происходящее с их детьми за пределами семьи. А часто под угрозой оказывается и сама семья. До последнего времени мы имели дело, прежде, всего с драматическими кризисными ситуациями, например, когда происходило несправедливое изъятие детей из семьи. Но и вопросы здоровья, воспитания и образования всегда были в поле нашего внимания и участия. И с некоторыми нашими проектами вы возможно уже знакомы. Например, второй год во все школы Красноярска и некоторые школы края поступает еженедельная стенгазета «Шаги истории», создаваемая нашими товарищами из Новосибирска и распространяемая в тысячи школ по всей стране, включая теперь уже Крым и Севастополь. Уже 3 года, на день Победы 9 мая, вы могли видеть «Письма с фронта» - стилизованные под солдатские треугольнички подлинные письма героев Великой Отечественной Войны, из архивов, в том числе и красноярского музея. И это уже наш, красноярский проект. И также как и стенгазету, вы увидите эти письма по всей стране, а также в Казахстане и Белоруссии. Готовится к выходу детский ежемесячный исторический журнал «Крот истории» - его делают уже в Подмосковье, точнее в Костромской области.

Но это только начало большой и серьёзной работы. Начало, которое стало возможным благодаря бескорыстной активности не очень большого числа людей. В основном молодых, у которых дети только-только пошли, у кого в школу, а у кого и в детский сад. И если в работе со стенгазетой «Шаги истории» нам очень хорошо помогают городской и районные отделы образования (за что им особая благодарность, учитывая, что в некоторых других регионах России от такого сотрудничества отделы образования уклонились), то многие другие проекты и направления работы, требуют уже участия значительно большего числа родителей-добровольцев.
И самое главное.

Наш опыт очевидным образом показывает, что многие беды и проблемы связаны с тем, что родители разобщены и не организованы. … Что есть некая позиция государства, в лице, например, Министерства науки и образования России, часто очень противоречивая. Есть взгляд (а точнее разные мнения) профессионального сообщества, учителей, управленцев, учёных. Но, к большому сожалению, по многим важнейшим вопросам семьи, здоровья, воспитания и образования детей, не слышно голоса родителей. И часто родители «просыпаются» и начинают что-то делать, когда уже поздно – решения приняты, изменить ничего не возможно.

Понятно, почему так происходит. Родители не являются полноценным субъектом в отношениях с государством и образованием. Родительский субъект, массовый и организованный, который может делать реальные дела и с которым считаются всерьёз, к огромному сожалению, до сих пор в России не создан нигде. Ни в одном регионе.

И это становится уже бедой, угрозой для будущего наших детей, да и страны в целом. Ситуация на Украине наглядно показывает, что бывает, когда воспитание и образование детей не контролируется обществом и прежде всего родителями – дети начинают скакать на майдане и считать, что украинцы произошли от древних укров.

Отношения семьи и школы. У учителей настолько много справедливых претензий к нерадивым безответственным родителем, что впору говорить уже и о потере способности к сотрудничеству школы и родителей в деле воспитания и образования детей, к потере общего понимания и языка – а это катастрофа.

В то же время школа переживает очень непростые времена, ей реально тяжело. Безответственное реформирование, превращение учительства из общественного служения в пресловутое «оказание образовательных услуг» (что уронило статус педагога просто ниже некуда), завал учителей бессмысленной бюрократической отчётностью – всё это отражается на наших детях и об этом откровенно и с болью (а часто уже просто с безнадёжной усталостью) говорят сами педагоги. Например, на окончившейся вчера конференции в институте повышения квалификации. Когда представителем Прокураты озвучиваются результаты красноярских исследований, по которым 20 % красноярских школьником без всяких тормозов готовы совершить преступление не потому, что они живут в нужде или хотят помочь другу, а просто ради так называемой «сладкой жизни» - становится по настоящему страшно за будущее, мы начинаем лучше понимать, какими могут вырасти наши дети.

Другие данные и местных и общероссийских исследований сигнализируют о катастрофической ситуации с образованностью школьников по всем предметам. Прежде всего, по математике, русскому языку и литературе. В чем причина? Только лишь в ЕГЭ, как считают многие, или она гораздо глубже. Никто ведь по настоящему родителям ничего не объясняет, а он, не являясь специалистом и в силу загруженности жизненными проблемами, не может самостоятельно ни разобраться в происходящем. Ни повлиять на ситуацию – ведь как говориться «один в поле не воин».
Вот и ведут себя инициаторы образовательных реформ, навязавшие обществу и Болонскую систему в высшем образовании, и ЕГЭ и «образовательные услуги» вместо миссии учителя, и многое другое, как будто родителей не существует.

Но пришло время сказать, что мы есть и что с этим придётся считаться! Но сказать мало – надо сделать. И привыкать делать это всё время – в этом и есть демократия и гражданское общество. Государство, оказавшись в трудной (а если посмотреть правде в глаза, в критической ситуации, когда и ему и всем нам грозят самые разные беды) в лице, прежде всего Президента, призывает – берите ответственность за своих детей на себя, иначе может быть гораздо хуже. И если мы не откликнемся на этот призыв (а очень многим и у нас и за рубежом хочется, что бы так оно и было) – мы, по сути, предадим своих детей и внуков, их будущее.

Теперь о конкретных задачах.

Для того чтобы родители, учителя и эксперты могли совместно работать, помогая и поддерживая друг друга, соединяя вместе разрозненные усилия, действуя системно и на опережение, необходимы две вещи (на самом деле больше, но без этих просто ничего невозможно сделать), это:
1. Воля и терпение в осуществлении этой деятельности.
2. Современная, эффективная организация деятельности.

Мы предлагаем Красноярское Открытое Родительское Собрание не как разовое или даже регулярно проводимое мероприятие, а как площадку для постоянной работы совместных групп родителей, учителей и экспертов по всем важнейшим вопросам, волнующим наше объединённое сообщество. Можно провести историческую аналогию, конечно достаточно условную, с офицерским или дворянским собранием. Но у нас всё должно быть организовано уже на современном уровне, с использованием и интернета, и самых разнообразных форм, удобных для работы в непосредственном, живом общении, которое не может заменить никакой интернет.

Мы предлагаем, и уже организовываем, совместную работу с другими регионами. Привлекая к решению вопросов различного, в том числе и федерального уровня экспертов и родителей со всей страны и обмениваясь опытом.

Подчеркну, что проблема, неподъёмная для одиночек, решается при участии многих организованных людей. Когда нас станет больше, общественную работу можно будет распределить так, что она не станет серьёзным обременением для семьи. Некоторые наши активисты вынуждены работать очень много – но задача решается, когда много людей будут готовы потратить на это разумное время, например 2 часа в неделю. А может будет достаточно и 2 часа в месяц.

Проблемы бывают разных уровней и требуют решений на разных уровнях: школы, муниципалитета, региона, России. И работа должна быть организована соответственно. Такой опыт у нас уже есть.

Для начала разговора (подчёркиваю – только для начала) мы предлагаем вам три небольших доклада по проблемам воспитания, содержания образования и ювенальной юстиции. Материалов у нас накопилось уже намного больше, чем мы сможем вам сейчас представить. Все эти материалы мы постараемся сделать для вас максимально доступными, конечно в первую очередь через интернет. Далее мы просим по всем волнующим вопросом высказываться вас – все вопросы будут фиксироваться.
По окончанию программы общего заседания мы отпускаем тех, кому время не позволяет задержаться, и предлагаем оставшимся поработать над более детальной повесткой и организацией рабочих групп.

Спасибо за внимание.


?

Log in

No account? Create an account