«Суть Времени» в Красноярске

Previous Entry Share Next Entry
Социальные и гуманитарные последствия распада СССР
eot_krsk









Доклад председателя Красноярского отделения РВС Андрея Никитина 6 декабря на дискуссионном клубе «Историческое наследие», заседание которого было приурочено к открытию фотовыставки «Двадцать лет без СССР» в Красноярске.

Значительная часть общества, даже расставшись с иллюзиями о безусловных благах капитализма и снова обратившись взором к истории СССР, не до конца осознаёт масштаб потерь, а новоприобретённые блага и возможности, реальные или мнимые, склонно сильно переоценивать, воспринимая свои трудности как нечто временное преодолимое.

Все технологии промывания сознания, от масс-медиа до других, умело подвешивают перед человеком (и прежде всего молодым) морковку вожделенного успеха, формируя устойчивый психологический штамп НАСТОЯЩЕЙ СВОБОДЫ в достижимости желаемого и, прежде всего, собственной вины (ты лох), если цель им не достигнута. И представление о том, что как только Россия станет «нормальным» капиталистическим государством — всё станет возможным и замечательным.

В общественном сознании, наряду с прочими мифами, культивируется стереотип без-альтернативности (своего рода презумпции невиновности) так называемой «нормальной жизни» против утопичности (а значит виновности) коммунизма, — для чего? Чтобы сталкиваясь с чудовищными подлостями «нормальной жизни» люди не дай бог не решились бы снова примерить на себя этот советизм-коммунизм (от которого они уже однажды отреклись), как опыт, к осмыслению которого жизненно необходимо вернуться, как основу для своего реального неотдалённого будущего.

Так чем же является и для общества в целом и для отдельного человека, распад СССР и отказ от коммунистического вектора развития — возвратом к так называемой «нормальной жизни» или социальной и гуманитарной катастрофой?

Вбиваемые в наши головы уже в течение четверти века штампы вросли крепко — отрывать их болезненно, но лучше делать это сейчас, пока есть время что-то изменить в относительно щадящей ситуации, чем через несколько лет, когда это будет сопряжено с множественными личными и семейными трагедиями, обрушениями карьер и надежд на лучшее будущее.

И об опыте СССР, во всём его богатстве и многообразии, с выкладками, цифрами и методиками, говорить бесполезно, пока не будет снят барьер этих штампов.
Предлагаю лишь краткий взгляд (а большего сейчас не позволяет формат) на некоторые феномены так называемой «нормальной жизни» по западному образцу, к которому мы так стремимся.

Про бедность и социальное неравенство



Папа Римский Франциск в прошлом месяце выпустил свое первое апостольское увещевание — Evangelii gaudium («Радость Евангелия»). 224-страничный документ, переведенный на английский язык, опубликован на официальном сайте Ватикана.
В частности, в своем обращении понтифик подверг резкой критике капиталистическую рыночную стихию и безудержное стремление к прибыли, назвав их «новой тиранией».
«Жажда власти и имущества не знает пределов. В этой системе, которая имеет тенденцию пожирать все, что стоит на пути увеличенной прибыли, все хрупкое, включая окружающую среду, остается беззащитным перед интересами этой рыночной стихии, возведенной сегодня в ранг божества» ... «Деньги должны служить, а не управлять», — говорится в послании Папы. http://top.rbc.ru/society/26/11/2013/891182.shtml


Если вы не доверяете мнению лидеров христианства (как католической, так и стоящей на схожей позиции православной церкви), предлагаю результаты исследований, проведённых светской организацией (которую трудно заподозрить в симпатии к коммунизму):

Руководитель представительства фонда им. Ф. Эберта в России д-р Трауб Мерц (он же консультант исследования «Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя») считает, что с начала 80-х в развитых странах (США, Англия и др.) стало резко возрастать неравенство, ведущее к бедности. Произошли глубокие изменения на рынке труда: ослабла роль профсоюзов, уменьшились размер и доля зарплаты, определяемой тарифными соглашениями.
И при этом стала меняться роль государства в перераспределении доходов. Если ранее 50% доходов, полученных рыночными методами, распределялись государством на создание частичной социальной справедливости, то теперь, по данным 2011 г., в развитых странах перераспределяется только 25% доходов. Таким образом, государство, мягко говоря, отказывается способствовать равенству, а на самом деле — фактически способствует неравенству.
По мнению немецкого учёного, «рост неравенства — это результат политических изменений, произошедших в глобальном масштабе. Его можно представить как проявление воли правящего класса. Но в любом случае несомненно, что это результат политических процессов, а не экономических или технологических... таким же образом можно объяснить увеличивающееся неравенство и возрастающую бедность и в России».

Добавлю, что обрушение (материалы про это доступны, было бы желание их увидеть) так называемого и столь вожделенного для постсоветского человека западного «общества социального благополучия» — это прямое следствие падения социализма в СССР. Если перед западным работником исчез пример по настоящему достойной советской жизни — зачем капиталисту пугаться, что его работник захочет того же и потакать ему. Теперь закручиваем гайки по-настоящему и выжимаем все соки. А для слишком строптивых — есть и новые техно-фашистские методы.

Я преувеличиваю?

Приведу выдержки из интервью журналу «Шпигель» 44/2008 от 25.10.2008, близкого сподвижника Папы Бенедикта XVI, архиепископа Мюнхена и Фрайзинга Райнхарда Маркса, который обратился к наследию основоположника коммунизма (своего однофамильца), когда торжество капитализма казалось (особенно у нас) неоспоримым:
«...„Шпигель“: А почему Вы именно сейчас занялись Карлом Марксом?
Маркс: Одна фундаментальная мысль занимает меня уже много лет. Она содержится в энциклике Centesimus annus, провозглашенной Иоанном Павлом II после крушения коммунизма. Он сказал: если капитализм не сможет действительно разрешить фундаментальные проблемы справедливости, солидарности и свободы человека, а лишь углубит рвы, разделяющие людей, то вернутся старые идеологии. И имел в виду он, конечно, именно марксизм. Этот вывод кажется мне весьма логичным.
„Шпигель“: Социальная рыночная экономика была не только успешным ответом на чистый капитализм — ее понимали и как модель, противопоставляемую социализму. Вы согласны с необходимостью возврата к идеологии социальной рыночной экономики?
Маркс: Без этического и правового каркаса капитализм оказывается враждебным человеку. Это главное, что приходится осознать в наши дни, это мой вывод из финансового и банковского кризиса.
„Шпигель“: Есть ли взаимосвязь между крахом коммунизма и тем, что капитализм стал совершенно разнузданным?
Маркс: К сожалению, да. Пока шло соревнование систем, не все можно было себе позволять. И вдруг давление исчезло. Я уже несколько лет назад высказал свой взгляд на это: разнузданная спекуляция — это грех. Многие тогда нападали на меня — как можно, мол, такое утверждать. Только-только люди получили возможность заработать немного денег, и тут ты объявляешь это грехом. А я отвечал: это же безрассудство. Уже тогда чувствовалось, что так можно зайти слишком далеко...»


Глядя на то, что происходит и у нас в стране и в мире (включая «эталонные» западные страны), МОЖНО ЛИ ПОВЕРИТЬ, в то что (перефразируя архиепископа) реальный этический и правовой каркас капитализма вообще сохранился?
А если он не сохранился — куда нас так упорно тащат? В какое такое «нормальное общество»? А если это вовсе и не «нормальное общество», а СОЦИАЛЬНЫЙ АД? Сколько человек может купаться во всех благах, когда остальные будут втоптаны в грязь — 5...10 %? Мы готовы идти по головам, чтобы попасть в их число?

Вернемся в Россию.
Не очень давно, на заседании Госсовета 17 июля 2012 года, президент Путин заявил, что в России 13% населения живут за чертой бедности (это примерно 18 млн человек).
Согласно исследованиям Института социологии РАН, ещё недавно бедняки в России составляли 59%. Правда в совсем недавних опросах число бедных якобы сократилось до 30%. (Может быть потому, что людям всё стыднее при опросах признавать себя бедными — отношение к ним в обществе становится всё хуже, общество расслаивается сильней)
В первом упомянутом, более раннем исследовании социологи разделили российское общество на 10 страт. Первые две страты — люди, находящиеся «за чертой» или «у черты» бедности. Их в России 16%. Третья и четвёртые страты — россияне, балансирующие на грани бедности и малообеспеченные — 43% населения. Эти четыре страты, представителей которых можно объединить одним словом «бедняки», и составляют 59% населения страны.
Следующие четыре страты — с пятой по восьмую — это так называемые средние слои российского общества — включают 33% населения. Наконец, 9-я и 10-я страты — это «благополучные россияне» — их 6–8%.
Ученые института социологии РАН взяли для определения страт критерий среднемесячного дохода на члена семьи. Для категории «бедных» — это менее 5801 руб. на человека, для «малообеспеченных» — менее 7562 руб., для «средних слоев» — более 14 363 руб. в месяц.
Между тем, по меркам западных стран, наши «средние» — это скорее бедные, а наши «благополучные» — на Западе как раз и принадлежали бы к среднему и высшему среднему классу. То есть если не прятаться за терминологией, то к «неблагополучным» слоям можно отнести 92–94% россиян.
По мнению ряда специалистов, та черта бедности, о которой говорит В.В.Путин, на самом деле является уровнем нищеты. А на уровне бедности живут не 13, а 80% населения.
А что, если даже бедных у нас не 59, а 30 %, это что-то принципиально меняет?

Наши «властители дум»:
Цитата из буквально вчерашнего, от 5 декабря 2013 г., интервью Бориса Акунина:
«...Впервые за тысячу лет мы перестали быть страной, в которой большинство составляют бедные и очень бедные люди. Спасибо высоким ценам на энергоносители и рыночной экономике (а она тут при чём?). Это такая мощная революция национального сознания, что ее еще нужно осознать.
Трудно не заметить, как сильно нынешняя российская молодежь отличается от прежних поколений. Эти молодые люди, с одной стороны, свободнее и активнее, не такие зажатые и закомплексованные, как мои сверстники в их годы (Мы что с ним на разных планетах тогда жили?). С другой стороны, они прагматичнее, жаднее до удовольствий, меньше привязаны к своей стране. Я думаю, все это — нормальное сопровождение социальной эволюции....»
(А может социал-дарвинизм?) http://top.rbc.ru/viewpoint/05/12/2013/892909.shtml

Не помню, у кого прочитал слова: «Мы думали, что советские репортажи о язвах капитализма, это советская пропаганда (то есть ложь). А теперь видим — это правда». Так может пора осознать, что на нас льётся не так называемая «правда» про СССР, а масштабная антисоветская пропаганда? И одновременно в человеке разрушается способность к критическому аналитическому восприятию (крах советского образования), пробуждаются низменные черты, которым уже не может противостоять система ценностей (крах культуры, торжество постмодернизма).

Образование. Совсем коротко.



3 декабря 2013 г.
Российские учащиеся девятых классов отстают от своих сверстников из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую Россия собирается вступать, по таким базовым школьным дисциплинам, как математика, чтение и естествознание. Средний балл российских школьников ниже средних показателей, набранных учащимися в ОЭСР. США находятся в середине списка, отставая от среднего по ОЭСР уровня по математической грамотности и демонстрируя средние результаты по чтению и естествознанию (мы их модель образования сейчас внедряем?).
Безоговорочными лидерами, демонстрирующими самые сильные знания и навыки, являются школьники из стран Восточной Азии (Китая, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи). Об этом свидетельствуют итоги исследования ОЭСР «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) за 2012г.
http://top.rbc.ru/society/03/12/2013/892570.shtml

Александр Привалов — научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт», декан Высшей школы журналистики:
«...В случае с образованием — мы можем констатировать, что оно погибло. Образование как единая система, на мой взгляд, находится за точкой невозврата. И восстановить его, пожалуй, уже нельзя. Если когда-нибудь у кого-нибудь дойдут руки, образование придется делать заново». При этом он полагает, что сделано это сознательно: раз уж вся страна разрушается, то надо разрушить и образование — а это окончательный приговор стране.


Из статьи «Унылая пора» в «Московских новостях» от 23 сентября 2013 г. — Московские школьники не могут выучить произведения классика. http://www.mn.ru/opinions/20130923/357499934.html
«...Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват.... «Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница».


1959 г. Взгляд на СССР, глазами вероятного противника.
В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР». http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/
Доклад длинный и детальный, ограничусь двумя цитатами:
«...1. Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. ... Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории». (Напомню, в интервале упомянутых 30-ти лет была страшная для СССР война, бедствия которой практически не затронули США)
«...13. На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов....»


Прежде чем моё время истечёт, хочу сказать следующее.Важнейший опыт России и СССР (как единого исторического процесса) — это опыт целостного гуманистического развития на основе транслируемой сквозь поколения (через все исторические сломы и превращения) системы ценностей, того, что можно назвать национальной идеей (не буду сейчас в это углубляться). Возврат к опоре на систему ценностей, через синтез дореволюционной истории (православия) и советской (коммунизма) — это концептуальная основа спасения.

В гуманистическом обществе при любом общественном строе есть сферы, которые всегда должны жить как при коммунизме — это, прежде всего, воспитание и образование детей (само будущее), это здоровье людей, это фундаментальная наука. Отступление от этого принципа тождественно гибели общества. Воплощение этого принципа здесь и сейчас — главная задача, которая не возможна без обращения к советскому опыту, но обращения серьёзного, комплексного, концептуального.

  • 1
Спасибо, очень хорошая статья. Нам во что бы то ни стало надо построить СССР 2.0! Только так мы спасём мир от медленного деградирующего вымирания.

>>«средних слоев» — более 14 363 руб. в месяц.

Средние )) Отдай 5 тысяч за коммуналку, электроэнергию, мобильный телефон, интернет (где-то 4 тысячи собственно на коммуналку, так что при норме в 22% для получения субсидии остаётся где-то 10-9 тысяч)-остальное на еду. Так плюс ко всему устанавливаются границы дохода, дающие право на получения этой субсидии. Так что, если получаешь эти жалкие 15 тысяч - на жилищную субсидию можешь не рассчитывать. Я года 4 назад получал одно время тысяч 8-9 в месяц (бюджетник). Так они субсидию насчитали в 600 рублей. При том, что 4 с лишним тысячи из этих 9 уходило на коммуналку. Вот и проживи на 5 тысяч в месяц.


Edited at 2013-12-12 06:04 pm (UTC)

>>Возврат к опоре на систему ценностей, через синтез дореволюционной истории (православия)

К какой "дореволюционной системе ценностей"? Вот к такой?


...

Если человека лишить всех тех усло-
вий, в которых он живет, близких, с
которыми он общается, это может
привести его к смерти или самоубий-
ству. Поэтому даже мысли об этом
являются греховными. Желание за-
владеть чужими работниками
, иму-
ществом, жильем и прочими благами
может приводить ко лжи, клевете, мо-
шенничеству, разного рода воровству.
Поэтому мы можем сказать, что де-
сятая заповедь ограждает человека
от греховных мыслей о нарушении
других заповедей.

coolwavnik.livejournal. com/62396.html

Тут у нас в районе нового благочинного назначили. Я с его братцем знаком был. С рождения порок сердца и гормональная недостаточность, результат - карликовость. Несмотря на всё это, надо сказать, что поведения он был не лучшего, мягко говоря. Видать, ненавидел всех людей скопом за своё убожество. Умер рано, не окончив школы, кажется. А его братец, значит, в попы подался... Ну так вот на прямом эфире с этим попом прихожанин одного из сельских приходов рассказал ему историю о том, что поп местной церкви огородил забором эту церковь впритык к оградам могил (там кладбище церковное) так, что родственникам нет возможности подойти к могилам. Так этот "благочинный"-бюрократ заставил каждого родственника писать заявление на его имя и сказал, что проблема будет решаться персонально, а не для всех. Как? Если забор мешает всем. Вот такие они, святоши.

Edited at 2013-12-12 06:30 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account